Джо Дассен и ось V/XI домов
                                                                                                          Ирина Тимошенко
http://s55.radikal.ru/i150/1109/be/c90095273e44.jpg

За меня!
За сумасшествие, виной которому ты
За мои вспышки гнева не понятно почему
За мое молчание и за мои измены
Иногда

За меня
В то время, когда я искал тебя
За мои достоинства, над которыми ты подтруниваешь
И за слабости, которые я скрываю от тебя
За мои шутовские выходки
(Подстрочник фрагмента песни A toi
)

Тем августовским вечером 1980 года, отдыхая в одном из причерноморских городков, я вяло вслушивалась в заговорщицкие интонации Севы Новгородцева, бросавшегося от темы недавно окончившейся Московской Олимпиады и ее бойкота к теме недавних же скандальных похорон Высоцкого. Противные «глушилки» здесь, на юге почти не мешали Севе излагать концепции «Голоса Америки», лишь наплывы соседних станций иногда прерывали его обиженное бурчание; как вдруг один из этих наплывов женским голосом с иностранным акцентом надрывно донес: «…несколько часов назад…на Таити… скончался…популярный… Джо Дассен». Ну вот! Высоцкий, теперь Дассен. (А в конце года еще и Джон Леннон, третий столп музыкальной поп-культуры и идеологии этого поколения.) «Что за год? – подумалось тогда. – Олимпийский?…Високосный?…»
Джозеф Айра Дассин родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке, в артистической семье эмигрантов - потомков выходцев из России и Венгрии. Мои длительные усилия по ректификации его гороскопа привели к времени рождения 2:46 EST (GMT-5:00).
Популярнейший по многих странах шансонье, сделавший карьеру в годы расцвета рок-музыки. Американский ковбой, концерты которого в респектабельной парижской «Олимпии» неизменно производили фурор. Более 50 миллионов проданных дисков; его песни до сих пор не сходят с верхних строчек национальных французских хит-парадов; «Пари матч» спустя многие годы после его смерти публикует о нем статьи, воспоминания близких и друзей. Своей блестящей карьерой он опровергал поговорку о золотом червонце. Он был таким червонцем, он нравился всем. В чем астрологический ключ его успеха?
Навязчивое желание продлить себя в детях и трагическая потеря первого ребенка. Романтическая история его любви и крах брака с любимой женщиной. Он ушел из жизни, менее двух лет побыв отцом второму сыну и всего лишь пять месяцев – третьему. Через два года после свадьбы он начинает бракоразводный процесс с женщиной, к браку с которой он шел семь долгих лет.
Слава и популярность/драма любви и отцовства – ось XI/V домов его гороскопа. В нью-йоркской карте она легла куспидами в первые градусы Льва-Водолея: куспид XI-го (слава) – в королевский градус Льва, а куспид V-го (любовь и дети) – в градус падения Солнца в Водолее. Первый фактор перевеса оси в сторону XI дома. Что символично, - управители куспидов, Солнце и Уран, в оппозиции. Оба без достоинств, но Уран (V дом) ретрограден. И это второй фактор перевеса. Оппозиция управителей лежит практически на нодальной оси гороскопа, и это подтверждает наш выбор ключевой оси гороскопа. Но Солнце (XI дом) соединяется с Северным Узлом, а Уран (V дом) – с Южным. Это третий фактор преобладания успешности натива в делах XI дома и одно из основных подтверждений его будущей популярности и успеха у публики.
Солнце, управитель XI дома стоит в «благеньком» II доме и обещает нативу деньги; ретро-Уран, управляющий V домом, находится в инфернальном VIII доме и приносит трагедию и мучительные перемены.
Разрешается оппозиция управителей оси тремя фигурами. Первая – тау-квадрат Зевса, Гамбургской точки радости и успеха, расположенной в XI доме. Заметим, что, как и любое тау-, эта фигура в 30 лет или около того в дирекциях превращается в трино-секстиль, и именно в почти 31 год трин дирекционного Солнца к натальному Зевсу1 дал нативу первый триумф в зале «Олимпии» 23 октября 1969 года. Своим 4-градусным орбисом он ознаменовал также годы взлета карьеры и становления имиджа натива.
Вторая фигура-разрешение натальной оппозиции Солнце-Уран – «парус», на отлете которого ретроградная Паллада, астероид-сигнификатор социальной реализации (см.статью автора в «Астрологе», N3 за этот год). Несомненное доказательство будущей артистической карьеры и любви публики. Позиция Паллады, как всегда, описывает, чем натив будет знаменит и как его будут вспоминать после смерти. Рыбы, VI дом. Америка, место рождения французского шансонье, запомнит Дассена как «певца 70-х годов, умершего на Таити от болезни сердца». И как всякий натальный «парус», этот «парус» в дирекциях на 30 лет превратится в квиконсо-квадрат. Квадрат дирекционного Солнца к Палладе с 26 лет, с первой провальной записи на студии CBS, до 30 лет, до успеха в «Олимпии», не давал Дассену взлететь на вершину успеха. Взаимный аспект – квинконс Паллады к натальному Солнцу задерживал 31-33-летнего Дассена на пути к славе. И только разойдясь в возрасте 36 лет, дирекционный полусекстиль Паллады к Урану перестал разуверять Дассена в его творческих успехах. Только тогда, когда этот «парус» исчерпал себя в динамической развертке, завершив все свои аспекты к лету 1975 года, Джо становится поистине популярен и уверен в себе как в творческой единице. В этому периоду относятся записи таких хитов, как «Бабье лето» («L`ete Indien») и «Люксембургский сад» («Le jardin du Luxembourg»).
Третье разрешение оппозиции Солнце-Уран – тау-квадрат Юпитера в V доме, управляющего в этой карте IV домом. Эта констелляция Юпитера описывает так много!… И коллекционирование недвижимости в разных концах света, и драматический роман с женой, и смерть первенца, и смерть самого натива в присутствии детей… Но в контексте нашей оппозиции он означает всего лишь многочисленное (по европейским меркам) потомство да посмертную славу. Преображенное в дирекциях в трино-секстиль, это тау дает Дассену успех в артистической деятельности, начиная опять же с 1975 года, - дирекционный трин Урана (V дом) к Юпитеру в V доме; а также и период двойного отцовства: два сына рождены в орбисе секстиля дирекционного Солнца к Юпитеру - в 39 и 41 год.
А теперь, дорогой читатель, перенесемся во Францию, где на фоне парижской релокации Дассена собственно и развивалась драма оси V/XI домов.
В этой карте, построенной на координаты Парижа и время 7:46 UT (=GMT), оппозиция натальных управителей оси V/XI домов Солнца и Урана занимает уже другие дома – VI и XII-й. Таким образом сфера творчества и успеха становится связанной с тяжелым повседневным трудом, состоянием, когда человек не принадлежит себе. В конце концов, оппозиция Солнце-Уран в XII/VI домах релокации как раз и положила начало развитию сердечного недуга, ставшего впоследствии непосредственной причиной смерти. В эти дома, кстати, переместилась и нодальная ось, а в соединение с Южным Узлом стал Крест Судьбы. Поистине фатальная ось карты.
Рассматриваемая оппозиция Солнце-Уран, однако, управляет в релокации совсем другими домами, а осью V/XI домов релокации также управляют другие планеты.
Солнце и Уран управляют в релокации IX и III домами. Домоседом Джо никогда нельзя было назвать, но когда эта ось дирекционно провзаимодействовала с осью VI/XII домов (где стоят ее управители), то в его жизни началась череда нескончаемых поездок и гастролей. Действительно, со своего первого турне в 1971 году Дассен бывает дома только наездами и тогда по 12-15 часов в сутки работает в студии. Но и в эти дни норовит съездить покататься на лыжах в Швейцарию или осмотреть домик, выставленный на продажу где-нибудь в Джибути.
Осью Любви в парижской релокации Дассена правят Марс и Венера. Марс управляет Домом Любви Отдаваемой - романтической любовью, творчеством и чадолюбием. Констелляции Марса и куспида V дома в этой карте невероятно точно описали и отношение Джо к этим вещам, и все его мытарства на стезе искусства, любви и отцовства.
Марс в X доме, и, как любая планета в X доме, он основной сигнификатор профессии. Он в соединении с Посейдоном, квази-Нептуном, гамбургским вдохновителем поэтов, певцов, музыкантов. «Сцена – это удовольствие, которое меня околдовывает», - говорил Джо. Находясь в конце Х дома, Марс практически в оппозиции к своему куспиду. Что это? На лицо конфликты между различными проявлениями V дома. Действительно, став отцом, Дассен намеревался покинуть сцену: «Мои сыновья растут быстро, и я не хочу ничего упустить». Отцовство в конце концов привело к разочарованию в любимой женщине: став матерью, его жена Кристин не хотела оставаться нянькой при детях, на чем настаивал Джо, - она хотела остаться верной подругой, как и раньше сопровождая его в поездках. Разногласия по этому поводу привели к разводу, а Джо – к долгому, изнурительному судебному процессу по отстаиванию права на опеку детей. Процесс окончился всего за полтора месяца до смерти Дассена. Переживания по поводу разлуки с детьми и распада своей семьи, очевидно, и спровоцировали резкое обострение сердечной недостаточности.
А здесь еще ретро-Сатурн на куспиде V дома карты релокации, стоящий, понятное дело, в оппозиции к Марсу. Скверная констелляция, сыгравшая в 1973 году ключевую роль в смерти первого сына Джо, недоношенного младенца Джошуа, прожившего на свете всего 5 дней. Дирекционный Марс тогда аспектировал Сатурн, а дирекционный Сатурн стал в аспект с Гадесом, точкой роковых событий, в V доме. Трагедия, ставшая точкой замерзания в отношениях Джо с первой женой и первой любовью, Мариз Масьера.
Дирекционный же аспект Сатурна к Марсу – два года неприкаянности в мире искусства и шоу-бизнеса, невозможности раскрыть свой талант и определиться с направлением своего развития. Чем только ни занимался Джо в эти годы: снимался в кино, пел на свадьбах и даже был ведущим радиопрограммы.
А что же Дом Любви Получаемой, дом славы и популярности в этой релокации? Им правит ретро-Венера в I доме, в трине к управителю Асцендента этой карты. Она также замыкает в «парус» описанную уже оппозицию Марс-Сатурн. Но самый, пожалуй, знаменательный ее аспект - это взаимно примыкающее соединение с Меркурием, управителем X и VIII домов. Венера также правит VI и VII домами карты, и если собрать воедино позицию, домификацию и аспектацию ретро-Венеры, то видно, как она держит вместе I, VI, VII, VIII, Х и XI дома. Болезнь и работа. Карьера и слава. Смерть и публичные выступления. Вся жизнь и вся парижская карта Джо.
Эта Венера сыграла свою пагубную роль также в карте релокации на место смерти Дассена – Папеэте (о.Таити, 149гр.34мин. з.д., 17гр.42мин. с.ш., время 21:46 AHST (=GMT-10:00)). Здесь она также управляет XI домом, но еще и IV-м, домом конца жизни. И в дирекциях на день смерти 20 августа 1980 года дирекционная Венера становится в партильную оппозицию к Асценденту карты в 17-м градусе Рака, усиливая тау-квадрат Горизонтали релокации с несущим смерть Гадесом. Конечно, это не единственный мортальный аспект карты.

Голубоглазый ковбой с белозубой, чуть смущенной улыбкой, в разноцветных поясах и рубахах с жабо, впоследствии замененных безупречными белыми костюмами… Неутомимый труженик, не терпящий дилетантства и во всем стремящийся к совершенству, добивающийся филигранного звучания оркестра и собственного голоса… Его скромность долгое время принимали за недостаток профессионализма…
«Я с самого раннего детства учился быть мужественным и терпеливым», - труднейшая отработка Марса в I доме радикса в оппозиции к Сатурну. Но она подготовила Джо Дассена к времени Ч, которое началось для него с полуцикла Урана. Точная аутооппозиция Урана случилась всего через месяц после рождения второго сына и, проведя Джо через все возможные испытания оси V/XI домов (и не только), за менее чем два года доставила его прямиком к последнему в жизни сердечному приступу.
Трудно отследить, где Дассен пребывал в день и час точной оппозиции – 28 октября 1978 года в 2:26 GMT. Но если мы посмотрим карту, построенную на координаты Парижа и время CET (=GMT+1:00) и наложенную на радикс, то, наверное, угадаем. Радикальность карты бросается в глаза. Здесь есть все – и конец романтических отношений с женой, и рождение третьего сына, и бракоразводный процесс, и борьба за опеку над детьми, и развитие хронической сердечной недостаточности, и конечно, уход из жизни…
Оппозиционирующие в радиксе и соединяющиеся в этой карте Уран и Солнце вновь оказываются управителями VI и XII домов, ось которых легла на натальный Юпитер, управитель Дома Конца Жизни в радиксе и в этой карте. Смертельная болезнь и смерть в отдаленном месте… И уж конечно, причина ее очевидна: перебои в работе сердца – оппозиция Солнце-Уран.
Медные трубы видны и в этой карте – XI домом управляет Луна на Асценденте карты, а ее проекция в XII дом радикса – разочарование в успехе и желание покинуть сцену. Управитель V дома карты Сатурн – в XII доме карты и в проекции в XII же дом радикса – разочарование в любимой, потери, душевные страдания. За несколько недель до смерти Дассен понимает, что должен отдохнуть. Он впервые берет тайм-аут на такой долгий срок, отложив намеченные поездки. Но поздно. Сердце, надорванное трагедией развода, борьбой за детей, белым порошком, бешеным ритмом поездок и работы над новыми записями, не выдерживает. 20 августа 1980 года, при подходе транзитного Солнца к куспиду XII натального дома и соединении транзитных Асцендента и Урана на куспиде III дома радикса, оно не выдерживает.
К астрологическим курьезам можно отнести глубокую символичность карты четвертьцикла нодальной оси, имевшего место уже почти через 2 месяца после смерти Дассена. Карта точной аутоквадратуры Лунных Узлов на координаты Парижа (почему бы и нет?) 14:24:59 CET (GMT+1:00) 13.10.1980 года в наложении на радикс показывает уже свершившееся – смерть вдали от родины в зените славы. Солнце и Уран здесь не управляют домами, они сигнифицируют именно то, что произошло. Уран карты вторит натальному тау управителя IV дома Юпитера с Осью Перемещений (III/IX дома), а Солнце на куспиде IX дома карты соединяется с Плутоном – не последней фигурой в формировании указаний на обстоятельства смерти на пике популярности в радиксе и данной карте.
Символизмом оси V/XI домов его гороскопа насквозь пропитаны почти все песни Дассена, хотя он был соавтором лишь немногих. Но такие уж песни выпало ему петь… И о теме любви и взаимопонимания в его песнях можно написать еще не одно эссе… Но это уже другая область – астрология искусства.

1 Здесь и далее автор выделяет лишь наиболее яркие, символичные и характерные аспекты (натальные или динамические) из числа формирующих упоминаемые события. Читатель, решивший самостоятельно поработать с картой, несомненно найдет полный набор указаний на то или иное событие. – Прим.автора